По мере взросления

По мере взросления



Поскольку сама «Литературка» не может не поучаствовать в трудном и ответственном деле составления «100 книг», мы оставляем за собой право представить свою версию решения этой задачи.

Оглавление:

Завершаем же обзор двумя списками: журналиста Олега Морозюка из Республики Марий Эл и Подгайского Ю.П., инженера-гидроакустика, кандидата технических наук, Подгайской Н.С., ныне пенсионерки, а в прошлом – научного сотрудника, химика.

Никакого противоборства физиков и лириков тут не случилось, напротив – оба списка составлены по одному принципу: книги подобраны по мере взросления человека.

Свою сотню Олег Морозюк предваряет так: «Надо сознаться, что работа над списком была настолько интересна, насколько же и сложна, потому что первая радость от перечисления любимых с детства книг сменилась необходимостью постоянно жертвовать какой-то из них в пользу другой, не менее, а может быть, и более важной.

Буквально от сердца приходилось отрывать и книги про Петрушку, и «Без семьи», и «Рыжика», и «Динку»…



Кроме ста книг Морозюк прилагает ещё дополнительный список книг, «крайне желательных» для прочтения. Но всё-таки ограничимся кратким обсуждением основного списка. В одном из первых пунктов – сказки народов мира (русские, татарские, мордовские, марийские, чувашские, немецкие, французские, китайские и др.) Вообще сказкам здесь уделяется особое внимание. Вошли сюда и книги, которые обычно читают скорее дошкольникам, чем школьникам: Корней Чуковский «Айболит», «Телефон», «Мойдодыр» и др., Сергей Михалков «Дядя Стёпа», Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок» и др., Редьярд Киплинг «Маугли», Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч», Евгений Носов «Приключения Незнайки и его друзей» и др. Около двадцати книг из всего списка – это книги для малышей.

Далее литература «взрослеет». Приятно, что здесь появились Салтыков-Щедрин «Сказки», «История одного города», Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке», Василий Шукшин «Рассказы», Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных». Русская и зарубежная классика даны вперемешку, но, возможно, это и неплохо, ведь принцип здесь иной – важно отследить по книгам взросление человека.

Основные русские писатели представлены достаточно полно, правда, поэтов больше, чем прозаиков, но подобную ситуацию мы уже наблюдали в некоторых из предыдущих списков.

В сотне Подгайских работает тот же принцип взросления. Но точка отсчёта иная: если у Морозюка – это дошколята, то у Подгайских – шестнадцать лет: «…Мы выбрали более точно возраст тех, кому рекомендуем этот список: от шестнадцати до двадцати трёх лет; старшие классы и институт, т.е. сказки Пушкина и Андерсена, «Чук и Гек» и «Судьба барабанщика», «Том Сойер» и т.д. уже позади, а «Тихий Дон», Джойс, Кафка, Фолкнер – ещё впереди. Составляя список, мы решили придерживаться (более или менее) только хронологии создания этих произведений, не разделяя литературу на русскую и зарубежную».

Что ж, принцип вполне ясен. В первых пунктах данного списка появились произведения, которых не было в предыдущих или встречались очень редко: Омар Хайям «Рубайят», Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», Данте Алигьере «Божественная комедия», Бомарше «Женитьба Фигаро». Пушкину отдано четыре пункта, Лермонтову, Гоголю, Ахматовой, Гюго, Островскому, Достоевскому, Чехову, Горькому, Булгакову – по два. Любопытно, что два пункта занимает и Е. Шварц с произведениями «Тень» и «Дракон». Можно, наверное, было вписать их в одну строчку, оставив место для других писателей.



Отрадно, конечно, что появился Константин Паустовский (тоже два пункта), но возникает вопрос: почему этому, несомненно, прекрасному писателю отдано два пункта, а, к примеру, Куприну и Гончарову по одному? Два пункта у Ильфа и Петрова, столько же у Стругацких. Хемингуэй занимает три позиции, а вот, скажем, Мопассану не выделено ни одной.

Замечательно, что в списке есть Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Юрий Трифонов.

Из современных авторов наиболее достойными признаны поэт А. Кушнер «Избранная лирика» и прозаик Л. Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик». Ранее мы уже писали о том, что включать в список наших современников несколько некорректно, это, естественно, будет вызывать больше всего разногласий и споров. Классики должны быть проверены временем, а то ведь может случиться то, что бывает с молоком, оставленным на жаре…

Жаль, что ни в том, ни в другом списке, да и в предыдущих тоже, вообще не представлена литература русской эмиграции.

«ЛГ» благодарит читателей за присланные «Золотые сотни», за проделанную большую и трудную работу, за неравнодушие к судьбе подрастающего поколения России. В каждой сотне было то, что необходимо принять во внимание. Случались, конечно, и забавные курьёзы, без которых работа была бы скучной и однообразной. Но главное – все эти усилия направлены в один котёл – мировой культуры, и мы не спорим – кто умнее и лучше, мы стараемся солидарными усилиями прийти к оптимальному варианту, найти золотое сечение «Золотой сотни».


  • 2017 год

Путь продолжается

Первый Фестиваль Турции в Москве

Ушел артист-романтик

15 июня скончался Народный артист СССР Алексей Баталов

Россия – Родина моя

Знакомый незнакомец

Ты один поддержка и опора

Мержанов: возвращение

Музыкантам не изменяет память

К станку, ребята!

Образование стало бизнесом. Частные институты – чуть ли не в любой подворотне.

Смотрит на нас Родина-мать

Что такое «права человека»?

Прилуки – память сердца

Нацизм и сексуальные перверсии: немного о перспективах этих двух тенденций на Украине и в мире

Презентация поэтического сборника "Грозовая чаша"

Донской туризм: праздник без пиара

© «Литературная газета», 2007–2017

При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»

Источник: http://lgz.ru/article/N8-08-/Po-m%D0%B5r%D0%B5-vzrosl%D0%B5niya19600/



Изменения в физиологии ребенка по мере взросления

Несмотря на внешнее сходство ребенка со взрослым человеком, анатомо-физиологические особенности детей сильно отличаются в первую очередь по качественным и количественным характеристикам. Дети — это растущие и развивающиеся организмы. И если к 11 годам они все ближе по показателям приближаются ко взрослым, то в более раннем возрасте существенно отличаются.

Детьми считаются люди до наступления полового созревания. У каждого ребенка оно наступает в определенном возрасте. Организмы девочек перестраиваются раньше. Порой уже в 11 лет у них появляются первые признаки полового созревания. Мальчики начинают взрослеть окололет.

Но в среднем принято считать, что период детства у детей — до 14 лет. Для каждого периода характерны определенные возрастные анатомо-физиологические особенности, о чем наглядно свидетельствуют постоянно изменяющиеся пропорции тела.

Качественные и количественные изменения в детском организме

Когда малыш только появляется на свет, длина его головы составляет четвертую часть общей длины тела. Со временем это соотношение увеличивается, и когда человек станет взрослым, длина головы будет равна восьмой части длины тела.

Особенно заметны изменения в первый год после рождения младенца на свет. Длина и масса его тела активно увеличиваются. Примерно с 5 до 7 лет и с 10 до 12 лет у детей наступает период так называемого ускоренного роста, а с 3 до 5 лет и с 8 до 11 лет — период усиленного набора массы тела. Когда наступит время полового созревания, ребенок снова начнет интенсивно расти и набирать массу тела.



Возрастные качественные изменения напрямую связаны с количественными. Родителям необходимо принимать их во внимание, выстраивая процесс воспитания и обеспечивая уход за детьми. Например, набор массы и усиленный рост неизменно сопряжены с активным развитием сразу двух систем организма — костной и мышечной, кроме того, в это время некоторые изменения коснутся и функций организма – например, двигательной.

Особенности кожного покрова детей

В первые годы жизни кожа у детей тонкая, нежная, с обилием кровеносных сосудов и лимфатических капилляров. Роговой слой кожи достаточно часто сменяется, особенно у младенцев. Примерно до школьного возраста кожа детей отличается низкими показателями эластичности, которые повышаются только к 8 годам.

Если сравнивать кожу детей с кожей взрослых, то у первых она менее устойчива к внешним воздействиям, зато быстрее восстанавливается в случае повреждения.

Функционирование потовых желез начинается с пяти месяцев. На протяжении последующих лет они продолжат развиваться и полностью сформируются лишь в 5-7 лет. Именно с несовершенной работой потовых желез связаны случаи частого перегрева или переохлаждения у детей.

А вот сальные кожные железы начинают работать уже в утробе. Они отвечают за образование защитной смазки. Желтая корочка на голове у младенцев, а впоследствии и угри в период полового созревания связаны с выработкой секрета сальных желез в избыточном количестве. Ногти и волосы у детей появляются до рождения и продолжают активно расти после их появления на свет.

Сложно недооценить роль подкожно-жирового слоя в жизни ребенка. Учитывая мягкость и хрупкость пока еще несовершенного детского скелета, именно этот слой предотвращает появление травм при ушибах, смягчая удар. Кроме того, подкожный жир для ребенка является источником энергии.

Соблюдение режима кормления в первый год жизни способствует активному накоплению подкожного жира. До 11 месяцев у детей, как правило, толщина складки на животе слегка сбоку по отношению к пупку должна составлять до 2 см. Излишки жира на теле ребенка нежелательны, так как это негативным образом сказывается на иммунитете крохи и может стать причиной раннего атеросклероза. У маленьких детей жировой слой плотный за счет многочисленных входящих в его состав жирных кислот.

Мышечная масса: процесс изменения

В первые месяцы после появления на свет дети не имеют достаточно развитой мышечной массы, которая на тот момент составляет не более одной четвертой части от общей массы тела (для сравнения, у взрослого человека мышечная масса — не менее 40%). Мышечные волокна у детей не такие длинные, как у взрослого, и заметно тоньше — так проявляются их возрастные особенности в этот период.

Постепенно, по мере взросления, мышечные волокна становятся длиннее. В период с 3 до 7 лет в мышцах налаживается процесс кровообращения, после чего наступает время увеличения массы сначала самых крупных, а затем и мелких мышц.

Наиболее активно растут мышцы в период полового созревания — послелет. Что касается двигательной активности и ее зависимости от состояния мышц, то здесь также имеет значение степень зрелости механизмов нервной регуляции мышечной деятельности.



Родители должны понимать, что для того, чтобы мышечная система ребенка развивалась и совершенствовалась, равно как и костная система, а также весь опорно-двигательный аппарат, ему необходимо обеспечить правильные физические нагрузки. Достижения ребенка в раннем возрасте, связанные с развитием нервной и мышечной систем, выглядят следующим образом:

  • в 8-12 недель — держит голову;
  • внедель — лежа на спине, меняет положение, делает попытки сесть;
  • в 20 недель — сидит с опорой;
  • в полгода — сидит без поддержки;
  • в 7-8 месяцев — учится ползать;
  • в 9 месяцев — стоит с опорой;
  • в 10 — ходит вдоль опоры;
  • вмесяцев — ходит без поддержки.

Развитие координации движений во время ходьбы у малышей достигает своего пика лишь к двум годам. Если заниматься с малышом, то уже к 2,5 годам он сможет выполнить подъем по доске с наклоном в 45 градусов.

Особенности развития костной системы у детей

В первые месяцы после появления на свет костная ткань ребенка отличается порозным грубоволокнистым сетчатым строением. Она изобилует водой, тогда как плотных веществ в ней мало. Именно с этим фактором связана излишняя мягкость и эластичность детских костей, которые просто поддаются деформации. Вместе с тем, если сравнивать кости ребенка с костями взрослого, то у первого они не такие ломкие.

В детские кости активно поступает кровь, поэтому они достаточно быстро увеличиваются в размерах. В процессе происходят некоторые изменения волокнистой сетчатой структуры, вместо которой появляется пластинчатая. На замену хрящевой основе приходит костная ткань.

Между тем на протяжении долгого времени между концами и серединой длинной трубчатой кости сохраняются хрящевые пластинки, необходимые для роста костей. Клетки их активно размножаются, за счет этого скелет ребенка растет. Преждевременное закрытие зон роста приведет к нарушениям роста костей в длину, и рост ребенка остановится. За утолщение костей отвечает костное вещество, расположенное в зоне надкостницы. По структуре кости ребенка начинают напоминать взрослые только кгодам.

Черепные плоские кости у младенцев после рождения отличаются повышенной мягкостью, а между ними примерно до трех месяцев сохраняются швы — роднички, которые со временем закрываются. Самый большой родничок (в зоне лобных и теменных костей) закрывается не раньше 11 месяцев.



О том, насколько правильно протекает процесс окостенения скелета ребенка, достаточно просто можно судить по срокам, в которые у него начинают прорезываться зубы. В редких случаях первые два зуба могут прорезаться еще в утробе матери, и малыш появляется с ними на свет. Это не очень хорошо, потому что в столь раннем возрасте зубы будут мешать нормальному процессу грудного вскармливания.

К 24 месяцам у ребенка уже должно быть 20 зубов. Сменяться молочные зубы начинают не раньше 5-6 лет, и процесс этот будет продолжаться долет.

Развитие органов дыхания

Активный процесс развития органов дыхания в период роста ребенка способствует полноценному насыщению организма ребенка кислородом. При этом до определенного момента органы дыхания у детей отличаются незрелостью. У малышей слишком короткие носы, узкие носовые проходы, а нижний носовой ход находится в активной стадии развития.

Попадая в носовую полость, воздух плохо фильтруется и почти не нагревается. В случае переохлаждения слизистая носа из-за избытка капилляров сильно набухает, что приводит к затруднениям с дыханием и, соответственно, с сосанием.

Развитие придаточных пазух носа приходится только на второй-третий год жизни ребенка. А такие органы дыхания, как бронхи, глотка и гортань, у малышей характеризуются малыми размерами, которые при набухании слизистой дополнительно сокращаются.



Форма детской грудной клетки напоминает цилиндр, по большей части из-за расположения ребер под прямым углом по отношению к позвоночнику, что в свою очередь накладывает некоторые ограничения на показатели глубины дыхания.

Чтобы кровь получала достаточно кислорода, ребенок вынужден часто дышать, поэтому так важно, чтобы в раннем возрасте он проводил как можно больше времени на улице и получал правильный уход, не допускающий воспаления слизистых оболочек дыхательных путей.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы

Для обеспечения достаточного кровоснабжения организма сердечно-сосудистая система у детей вынуждена работать в интенсивном режиме. Именно с этим связана увеличенная масса детского сердца.

У грудничков в первые месяцы после рождения предсердия особенно большие, тогда как желудочки не до конца сформированы. По мере взросления малыша мышечная стенка левого желудочка становится толще, несмотря на то, что сразу после рождения толщина стенок обоих желудочков была одинаковой. Примерно в 5-6 лет мышечная стенка левого желудочка по толщине превышает стенку правого желудочка в два раза.

С каждым годом мышечные волокна детского сердца становятся более развитыми. Минимальный риск заболеваний стенокардией или инфарктом в раннем возрасте связан с обильным кровоснабжением мышцы сердца.



Главная особенность сердечно-сосудистой системы ребенка — это широкие крупные сосуды, а также достаточное количество капилляров и мелких сосудов. Сердечной мышце сложнее работать в таких условиях, особенно если организм поражен инфекцией или вирусом.

Тренировать мышцу сердца можно умеренными, соответствующими возрасту физическими упражнениями и закаливанием.

Пищеварительная система детского организма

К основным органам пищеварения относятся:

Полость рта пополняется зубами, как уже было отмечено, постепенно. К двум годам у детей должно быть 20 зубов. Слизистая полости рта в детском возрасте отличается особой нежностью, а в первые месяцы после рождения характеризуется излишней сухостью из-за недостатка слюны. Со временем, когда начинают прорезываться первые зубы, слюноотделение начинает налаживаться, причем становится настолько обильным, что ребенок не всегда успевает глотать.

До года у ребенка достаточно большой язык с отлично развитыми на нем сосочками, поэтому дети хорошо различают вкусы. Здоровые, появившиеся в срок дети имеют развитый сосательный рефлекс.


У маленьких детей желудок имеет относительно небольшие размеры – этим объясняется частое срыгивание после еды и даже рвота. Слизистая оболочка отличается аналогичными взрослому организму пищеварительными железами, которые находятся в стадии развития. По мере роста и взросления ребенка его желудок принимает вертикальное положение.

Еда в детском желудке не остается более чем на 3,5 часа. Особенно быстро выводится из него грудное молоко, а альтернативные ему смеси и пища с высоким содержанием жира остаются дольше.

Кишечник у детей намного длиннее, чем у взрослых, и с высокоразвитой сетью капилляров. Активная работа пристеночного пищеварения способствует перерабатыванию достаточно большого количества пищи, покрывая потребности организма в необходимых для роста питательных веществах. Важно кормить малыша соответствующими его возрасту продуктами, чтобы избежать проблем с пищеварением, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни ребенка.

Печень у детей также заметно больше печени взрослого человека. Она составляет практически половину всей брюшной полости младенца. Развитие печени длится в среднем до 4-5 лет. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше в печени будет плотных веществ.

Система мочеиспускания: особенности

Почки у детей находятся ниже, чем у взрослых, и в два раза больше их по массе. На протяжении долгих лет этот орган остается незрелым и окончательно созревает лишь к 12 годам.

Строение мочеточников отличается повышенной извилистостью. Они намного шире, чем у взрослых, что время от времени приводит к застою мочи. Сразу после рождения мочевой пузырь у детей расположен у передней брюшной стенки и только к 24 месяцам опускается в зону малого таза. Емкость его с возрастом увеличивается и к 11 годам достигаетмл.



Возрастные особенности мочеиспускательного канала имеют некоторые отличия в зависимости от пола. Так, если у мальчиков длина его после рождения составляет около 6 см, то у девочек — до 1 см.

В первые дни после появления на свет ребенок мочится не чаще 6 раз в сутки. Уже в середине месяца число увеличивается до 20, а к году близится к 15 разам в сутки. В 3 года ребенок испытывает потребность опорожнить мочевой пузырь не чаще 10 раз в день, в 6-7 лет — 7 раз. Суточное количество выделяемой мочи увеличивается по мере роста ребенка и кгодам достигает 1500 мл, тогда как в первые полгода составляет не более 600 мл.

Кровь и изменения, связанные с ней

Качество крови у ребенка внутри утроба матери заметно отличается от качества крови ребенка после года и взрослого человека по большей мере за счет изменяющегося количества кровяных телец. В детской крови красных телец и гемоглобина больше в полтора раза. При этом гемоглобин ребенка в утробе в несколько раз активнее гемоглобина взрослого человека за счет получения кислорода, поступающего через эритроциты матери, приближающиеся к плаценте.

Навнутриутробной неделе, а затем и в первые недели после рождения происходит активная смена эритроцитов с содержанием гемоглобина плода на эритроциты с содержанием А-гемоглобина. Число эритроцитов при этом снижается.

В этот период — до 5 месяцев – очень важно обеспечить младенца всем необходимым для нормального протекания процесса кроветворения для предотвращения развития анемии в связи с недостатком меди, железа, кобальта и целого ряда других витаминов и минеральных веществ. Именно поэтому в первый месяц жизни младенцу дают витамины и соки с содержанием необходимым компонентов. В раннем возрасте анемия может развиться у детей на почве хронической интоксикации или частых заболеваний.

В 4-5 лет число и качество лейкоцитов у ребенка отличается от взрослого. Нейтрофилов до 5 лет у детей меньше почти в два раза, а лимфоцитов больше. К 5-6 годам это соотношение становится примерно таким же, как и у взрослых.



Роль белых кровяных телец сложно переоценить для развития детского организма, ведь они стоят на страже, не допуская вредных вторжений. Входящие в состав сыворотки крови антитела позволяют обезвреживать поступающие в организм токсины и микробы.

В первые месяцы жизни детей защитные организмы остаются незрелыми, поэтому для дополнительной их защиты используется вакцинация.

Как развиваются эндокринная и нервная системы

Развитие эндокринной и нервной систем у детей заканчивается только кгодам. Наиболее ранними в отношении развития являются гипофиз, эндокринные железы, а также вилочковая и щитовидная железы, часть поджелудочной железы. Их развитие заканчивается еще в дошкольном возрасте.

А вот надпочечники у детей требуют больше времени для созревания и формирования функциональности. Процесс этот продолжается долет. На рост детей в период полового созревания и обмен веществ в организме огромное влияние оказывают половые железы. В этот период функции желез внутренней секреции периодически снижаются и усиливаются.

Развитие нервной системы ребенка приходится на весь период его детства, то есть до 14 лет. После появления на свет у ребенка остается то же число нервных клеток, что и в утробе, при этом головной и спинной мозг продолжают развиваться и увеличиваться в массе. Если у младенца сразу после рождения головной мозг весит околог, то кмесяцам его масса увеличивается в два раза, а к трем годам — в три раза. Влет головной мозг ребенка весит 1350 г, тогда как во взрослом возрасте у мужчины его масса составляет 1400 г, а у женщины — 1270 г.



По мере роста и взросления детей отростки нервных клеток становятся длиннее, изменяются извилины мозга. Наиболее активно развивается и совершенствуется мозг в период до 8 лет. Именно от графика созревания структур нервной системы будут зависеть такие навыки ребенка, как бег, сидение, ходьба, речь и прочие.

Сразу после рождения у ребенка уже работает вегетативная нервная система. Она отвечает за функционирование сосудистого тонуса и целого ряда внутренних органов, за реакции и комплекс процессов, играющих важную роль в жизнедеятельности детского организма. При ухудшение условий окружающей среды функции вегетативной нервной системы перестают работать так, как нужно.

Центральная нервная система развивается снизу вверх. Первые изменения касаются спинного мозга, далее следуют нижние отделы головного мозга, после чего изменяются подкорка и кора. Такое развитие отвечает потребностям детского организма. Процесс способствует обеспечению жизненно важных функций у детей:

У появившегося на свет в срок здорового малыша отлично выражены сосательный, оборонительный и глотательный рефлексы. Именно они лягут в основу развития условных рефлексов, связанных со звуками, образами, положениями тела. Условно-рефлекторная деятельность позволяет ребенку пробовать свои силы в выполнении целенаправленных действий, таких как, например, общение.

Говорить о нормальном развитии нервной системы и деятельности ребенка можно, только обеспечивая ему нормальный уход, воспитание и обучение в школе в соответствии с необходимым для его возраста режимом дня, где нагрузки будут сменятся отдыхом. Не менее важным фактором для нормального развития ребенка станет соблюдение правил гигиены и активный здоровый образ жизни.



Источник: http://rebenkoved.ru/zdorove/izmeneniya-v-fiziologii-rebenka-po-mere-vzrosleniya.html

ЧТО происходит с подростком по мере взросления

Подавляющее большинство людей, которым довелось стать родителями, в той или иной мере сталкиваются с протестами или неповиновением со стороны своих детей. А для подросткового возраста такое поведение и вовсе принято считать нормативным.

Иногда протестные явления нарастают постепенно, иногда — вдруг и совершенно неожиданно, но в том и в другом случае кажутся родителям необоснованными и непонятными.

Таковы законы природы

В этой статье я постараюсь пролить свет на то, что же происходит с подростком по мере взросления и дам некоторые практические рекомендации родителям, как преодолеть «трудный» возраст с наименьшими потерями для отношений и здоровья.

И начну я с краткого обзора тех особенностей возраста, которые каждому родителю необходимо учитывать при взаимодействии со своим ребенком.

Особенности возраста

Этот процесс протекает с разной степенью интенсивности, но он, в норме, непрерывен, а иногда и скачкообразен. Таковы законы природы.



Иногда физический рост протекает столь быстро, что отделы головного мозга и нервная система в целом, отвечающие за эмоциональный контроль, не успевают за ним.

Представьте себе, что вы вчера ездили на велосипеде, а сегодня впервые сели за руль автомобиля.

Тоже на колесах, есть руль и педали, но чтобы ездить без аварий, вам нужно время на выработку новых навыков.

Потому что автомобиль гораздо сложнее в управлении и быстрее ездит, хотя тоже транспортное средство.

Так же и растущему человеку нужно время, чтобы привыкнуть, приспособиться к новому телу, и в это время ребенок становится очень неудобен, потому что у него вдруг меняется характер: он то взрывается по пустякам, то молчит, как партизан, то ноет по каждому поводу, то отвечает грубо, и т.д. и т.п.



А поскольку это продолжается не день и не два, родителям кажется, что ребенок делает это нарочно, что вовсе недопустимо! И чем жестче родительские требования и ожидания, тем сильнее столкновения и тем тяжелее последствия для отношений в семье.

Родители думают, что раз ребенок такой большой, то он теперь должен быть большим во всем. Дорогие родители, так не бывает!

Человеку вообще свойственно бороться с силами природы, но что-то я не припомню случая, чтобы кому-то удалось остановить извержение вулкана или тайфун.

Еще одно важное замечание: физический рост приводит к высвобождению энергии, что ведет к возникновению в организме нервно-психических напряжений различной формы и интенсивности. А такое напряжение обязательно требует выхода.

В каждом возрасте каждый ребенок вырабатывает свой способ выравнивания этого напряжения, в первую очередь обращаясь к тем, кому доверяет: к родителям. Достаточно безобидный плач младенца может, по мере взросления ребенка, смениться криком и руганью, швырянием и ломанием предметов (иногда дорогих), постоянными разговорами не пойми о чем…

Родители часто удивляются: «Почему он с посторонними ведет себя хорошо, а с нами обращается так, словно мы враги»?!



Ответ очень простой: Потому что ваш ребенок вам все еще доверяет и надеется, что вы сможете его вытерпеть и помочь преодолеть то состояние, которого он сам толком не понимает.

Поэтому будьте готовы, что на ваш невинный вопрос «Что с тобой случилось?» вы получите в ответ непонимающий взгляд, отрывистое «Ничего», «Не знаю», или развернутую грубую тираду.

В грубых интонациях ребенка, как правило, нет злой воли, а есть временная неспособность управлять своим внутренним напряжением и реакциями. И, кстати, а вы, родитель, сами всегда и везде управляете своим настроением и реакциями? То-то и оно. А ведь вы уже по-настоящему взрослый человек, и служите детям одним из образцов для подражания.

Если внимательно вглядеться в поведенческие проявления вашего ребенка-подростка, можно легко разглядеть в них свое отражение. Как говорится, «От осинки не родятся апельсинки»…

Подросток особенно остро нуждается в подтверждении своей значимости

Поэтому ему, например, бывает трудно признаваться в неудачах или своей неправоте. Ему реально может казаться, что весь мир против него, он может чувствовать себя несправедливо оцененным. Особенно трудно бывает в том случае, если в глубине души ребенок не уверен в своих силах, способностях, ценности.



Эта неуверенность сама по себе приносит подростку немало страданий. И ему очень важно иметь возможность поговорить о своих сомнениях и страхах.

Но, рассказывая вам о своих переживаниях, ваш ребенок, прежде всего, ищет принятия и сочувствия, но никак не оценки.

А мы, взрослые, нередко начинаем именно с неё:

Помните, что прежде, чем судить, стоит спросить, хочет ли ваш ребенок услышать вашу оценку.

И в любом случае, высказывать ее предельно аккуратно (и точно, поскольку расплывчатость ответов усиливает тревогу), и лишь после того, как выразите сочувствие и, если оно есть, понимание: «Я вижу, как тебе тяжело», «Похоже, ты сильно это переживаешь», «Вижу, что это важно для тебя», «Пожалуй, я тоже переживал что-то похожее, и могу себе представить, как непросто в этом разобраться», «Я тебе сочувствую», «Расскажи об этом еще»…

Не жалейте времени на выслушивание, даже если плохо понимаете все смыслы. Поверьте, это очень важно для вашего ребенка!

Для некоторых детей характерна настолько неустойчивая самооценка, что они не в состоянии открыто признать свою ошибку или явную неправоту.

Они просто не в состоянии произнести слова извинения.

Иногда подросток, спустя не продолжительное время после бурной сцены с оскорблениями просто приходит к вам с каким-то вопросом, как ни в чём ни бывало.

Иногда пытается ластиться. Иногда просто ходит мимо туда-сюда, обозначая своё присутствие и ничего не говоря.

А родитель ждёт извинений, или хотя бы признания вины. И очень обижен и зол, и ему кажется, что ребёнок не переживает, ведёт себя по-хамски, и от своей родительской беспомощности злится или обижается ещё больше, отгораживаясь от ребенка, который в это время нуждается в родительской помощи, как никогда, поскольку тоже переживает, но пока не в состоянии преодолеть свои комплексы…

Здесь от родителя требуется немалая гибкость, чтобы, с одной стороны, донести до ребёнка свои собственные чувства, а с другой — не оттолкнуть его своей грубостью или отстранённостью. И здесь не место общим рекомендациям: разные дети требуют разных подходов…

Ещё одно важное замечание.

Мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети нас уважали. Но задумывались ли вы, откуда берётся уважение?

Нет никаких убедительных доказательств, что уважение передаётся генетически. Значит, оно продукт воспитания. И воспитывается оно, прежде всего, родительским отношением друг к другу, окружающим людям и к самому ребёнку.

Если хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас — проявляйте уважение к его потребностям, мнению, желаниям, личному пространству.

Уважать ребенка (как и любого другого человека) — совсем не значит потакать ему во всем и подчиняться всем его капризам.

Уважать — значит признавать право ребенка на его желания, мнения, потребности, как имеющие собственную, не зависящую от вас ценность.

Они вполне могут не совпадать с вашими, но, признавая их значимость и право на существование, мы получаем право и на выражение своих прав, потребностей и желаний. И мы, как родители, должны вступать с ребенком в дискуссии, соглашаться или не соглашаться, искать аргументы, осмысливать аргументы ребенка и, тем самым, помогать ему развить сознательное (осознанное) отношение к действительности, к себе и к другим, развивая такое же отношение и в себе.

Постоянные обсуждения и споры со своими детьми — это крайне не просто, но иного пути к уважению и формированию доверия нет. Принуждением можно добиться временного подчинения, но подлинное уважительное отношение ребенка к себе и другим можно выработать только в диалоге.

Для того, чтобы смягчить прохождение вашим ребенком трудного периода интенсивного роста и укрепить ваши отношения с ним, попробуйте следовать таким рекомендациям:

  • Никогда не обсуждайте серьезные вопросы, когда вы или ваш ребенок находится в состоянии эмоционального возбуждения или просто в плохом настроении. Если плохое настроение стало хроническим, и любая ваша попытка спокойно поговорить приводит к скандалу — обратитесь к подростковому или семейному психологу: вам уже нужен посредник.
  • Позволяйте ребенку выказывать недовольство и спорить: это поможет ему сбросить напряжение и затем сделать то, что требуется или нужно. И не упрекайте ребенка за то, что он недоволен, чего-то не хочет, или все время спорит «по пустякам»: этим вы только возводите стену между вами.
  • Говорите ребенку о своем сочувствии его трудностям, и своей вере в то, что он сумеет с ними справиться. Даже активно доказывая вам, что все не так, и что вы его не понимаете, он нуждается в вашем активном сочувствии: ведь он сам часто не понимает, что с ним.
  • Не настаивайте на том, чтобы подросток каждый раз объяснял вам причины своей грубости: чаще всего он действительно не понимает, откуда она берется. Помогайте ему находить приемлемые для вас слова и фразы для выражения своих чувств.
  • Не фиксируйтесь на интонациях ребенка: ими управлять труднее всего, старайтесь реагировать на смысл высказываний и задавайте уточняющие вопросы, если не понимаете, что происходит: «Я тебя чем-то обидел»? «Ты чем-то расстроен»? «Ты устал сегодня»? Но не слишком увлекайтесь ими: ведь подросток часто не понимает, что с ним, и слишком много вопросов может вызвать раздражение…
  • Будьте осторожны в сравнении своего ребенка с самим собой: во-первых, ваш ребенок не является вашей точной копией, а во-вторых, он живет в другое время и с другими родителями, и уже поэтому не может вести и чувствовать себя так же, как вы в его возрасте.
  • Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми , учитесь принимать его таким, какой он есть в данный момент, ибо только в этом случае у вас есть шанс помочь ему стать лучше.

Источник: http://econet.ru/articles/chto-proishodit-s-podrostkom-po-mere-vzrosleniya

По мере взросления

Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, ре­бёнком признается каждое человеческое существо до дости­жения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Права ребенка по мере его взросления:

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, об­ладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

• вправе самостоятельно заключать:

• мелкие бытовые сделки;

• сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

• сделки по распоряжению средствами, предоставлен­ными законным представителем или с согласия его, тре­тьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

• дает согласие на изменение своего имени и (или) фами­лии;

• дает согласие на свое усыновление или передачу в при­емную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;

• выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

• вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

• может вступать в детские общественные объединения.

Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дее­способным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Источник: http://www.scdk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=311

indbooks

Читать онлайн книгу

По мере взросления

По мере взросления

Немало вариантов «Зототых сотен» было прислано в «ЛГ». К сожалению, мы не можем откликнуться на всё и сегодня заканчиваем обзор списков.

Поскольку сама «Литературка» не может не поучаствовать в трудном и ответственном деле составления «100 книг», мы оставляем за собой право представить свою версию решения этой задачи.

Завершаем же обзор двумя списками: журналиста Олега Морозюка из Республики Марий Эл и Подгайского Ю.П., инженера-гидроакустика, кандидата технических наук, Подгайской Н.С., ныне пенсионерки, а в прошлом — научного сотрудника, химика.

Никакого противоборства физиков и лириков тут не случилось, напротив — оба списка составлены по одному принципу: книги подобраны по мере взросления человека.

Свою сотню Олег Морозюк предваряет так: «Надо сознаться, что работа над списком была настолько интересна, насколько же и сложна, потому что первая радость от перечисления любимых с детства книг сменилась необходимостью постоянно жертвовать какой-то из них в пользу другой, не менее, а может быть, и более важной.

Буквально от сердца приходилось отрывать и книги про Петрушку, и «Без семьи», и «Рыжика», и «Динку»[?]

Кроме ста книг Морозюк прилагает ещё дополнительный список книг, «крайне желательных» для прочтения. Но всё-таки ограничимся кратким обсуждением основного списка. В одном из первых пунктов — сказки народов мира (русские, татарские, мордовские, марийские, чувашские, немецкие, французские, китайские и др.) Вообще сказкам здесь уделяется особое внимание. Вошли сюда и книги, которые обычно читают скорее дошкольникам, чем школьникам: Корней Чуковский «Айболит», «Телефон», «Мойдодыр» и др., Сергей Михалков «Дядя Стёпа», Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок» и др., Редьярд Киплинг «Маугли», Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч», Евгений Носов «Приключения Незнайки и его друзей» и др. Около двадцати книг из всего списка — это книги для малышей.

Далее литература «взрослеет». Приятно, что здесь появились Салтыков-Щедрин «Сказки», «История одного города», Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке», Василий Шукшин «Рассказы», Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных». Русская и зарубежная классика даны вперемешку, но, возможно, это и неплохо, ведь принцип здесь иной — важно отследить по книгам взросление человека.

Основные русские писатели представлены достаточно полно, правда, поэтов больше, чем прозаиков, но подобную ситуацию мы уже наблюдали в некоторых из предыдущих списков.

В сотне Подгайских работает тот же принцип взросления. Но точка отсчёта иная: если у Морозюка — это дошколята, то у Подгайских — шестнадцать лет: «[?]Мы выбрали более точно возраст тех, кому рекомендуем этот список: от шестнадцати до двадцати трёх лет; старшие классы и институт, т.е. сказки Пушкина и Андерсена, «Чук и Гек» и «Судьба барабанщика», «Том Сойер» и т.д. уже позади, а «Тихий Дон», Джойс, Кафка, Фолкнер — ещё впереди. Составляя список, мы решили придерживаться (более или менее) только хронологии создания этих произведений, не разделяя литературу на русскую и зарубежную».

Что ж, принцип вполне ясен. В первых пунктах данного списка появились произведения, которых не было в предыдущих или встречались очень редко: Омар Хайям «Рубайят», Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», Данте Алигьере «Божественная комедия», Бомарше «Женитьба Фигаро». Пушкину отдано четыре пункта, Лермонтову, Гоголю, Ахматовой, Гюго, Островскому, Достоевскому, Чехову, Горькому, Булгакову — по два. Любопытно, что два пункта занимает и Е. Шварц с произведениями «Тень» и «Дракон». Можно, наверное, было вписать их в одну строчку, оставив место для других писателей.

Отрадно, конечно, что появился Константин Паустовский (тоже два пункта), но возникает вопрос: почему этому, несомненно, прекрасному писателю отдано два пункта, а, к примеру, Куприну и Гончарову по одному? Два пункта у Ильфа и Петрова, столько же у Стругацких. Хемингуэй занимает три позиции, а вот, скажем, Мопассану не выделено ни одной.

Замечательно, что в списке есть Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Юрий Трифонов.

Из современных авторов наиболее достойными признаны поэт А. Кушнер «Избранная лирика» и прозаик Л. Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик». Ранее мы уже писали о том, что включать в список наших современников несколько некорректно, это, естественно, будет вызывать больше всего разногласий и споров. Классики должны быть проверены временем, а то ведь может случиться то, что бывает с молоком, оставленным на жаре[?]

Жаль, что ни в том, ни в другом списке, да и в предыдущих тоже, вообще не представлена литература русской эмиграции.

«ЛГ» благодарит читателей за присланные «Золотые сотни», за проделанную большую и трудную работу, за неравнодушие к судьбе подрастающего поколения России. В каждой сотне было то, что необходимо принять во внимание. Случались, конечно, и забавные курьёзы, без которых работа была бы скучной и однообразной. Но главное — все эти усилия направлены в один котёл — мировой культуры, и мы не спорим — кто умнее и лучше, мы стараемся солидарными усилиями прийти к оптимальному варианту, найти золотое сечение «Золотой сотни».

Источник: http://mirror6.ru.indbooks.in/?p=219792

Как изменяется норма артериального давления у детей по мере взросления

Артериальное давление является одним из важнейших показателей жизнедеятельности организма. Оно представляет собой величину, с которой сердце выбрасывает кровь в аорту, а сосудистая стенка за счет мышечного слоя поддерживает определенный тонус, обеспечивающий равномерное продвижение крови ко всем органам. В детстве сосуды более эластичные, легко расширяются, просвет их больше, чем у взрослых, поэтому и артериальное давление у детей ниже. Норма взрослых 120 на 80 применима лишь к ребятам старше 15 лет. Чем моложе ребенок, тем меньше цифры АД.

Каким должно быть детское давление

Выражается этот показатель двумя цифрами. Верхнее давление возникает во время сокращения сердца и выброса крови в аорту (систолическое давление), а нижнее — после сокращения в фазе расслабления сердечной мышцы (диастолическое). Разница этих двух цифр называется пульсовым давлением.

У новорожденных детей систолическое давление мало — всего 70 −80 мм рт ст. На первом году жизни оно существенно увеличивается, определить величину САД у грудничков можно по формуле 76+ 2n, где n — это число месяцев ребенка до года жизни, диастолическое давление (ДАД) составляет 2/3 от величины САД. Чтобы узнать давление у детей старше года используют другие формулы: САД 90+2n, ДАД 60+n, где n — число лет малыша. Пульсовое давление считается нормальным в пределах 30−50 мм рт ст.

До пяти лет нет половой разницы величин артериального давления, а после этого возраста у мальчиков цифры выше, чем у девочек примерно до 11−12 лет, потом все меняется наоборот вплоть до 15−16 лет, когда вновь начинают опережать парни. У взрослых, особенно в старости, женское давление может быть выше мужского.

Кроме формул, существуют специальные таблицы, номограммы прямой зависимости АД у детей от физического развития, в частности от роста.

Советуем также ознакомиться:

Как правильно измерить ребенку давление

Существует несколько способов для проведения этой необходимой манипуляции.

Для профилактики заболеваний и лечения проявлений варикоза на ногах наши читатели советуют Антиварикозный гель «VariStop», наполненный растительными экстрактами и маслами, он мягко и эффективно устраняет проявления болезни, облегчает симптомы, тонизирует, укрепляет сосуды.

  1. Самый точный — инвазивный, но он и самый травматичный, состоит в прямом введении иглы с манометром в сосуд, у детей применяется крайне редко, только при оперативных вмешательствах на сердце и сосудах.
  2. Обычно измерение артериального давления у детей проводят в лечебном учреждении или дома с использованием механических тонометров (аускультативный метод Короткова). Точность измерения зависит не только от навыка выслушивания тонов, но и от правильно подобранного размера манжеты, одеваемой при измерении на плечо ребенка. У доктора в поликлинике есть набор детских манжет с разной шириной для грудничков, дошкольников и школьников. Плечо ребенка должно быть на половину прикрыто манжетой и полностью охватывать его по окружности. Кроме плеча, давление можно измерять на бедре в положении малыша лежа на животе, особенно информативно при подозрении на коарктацию и стеноз аорты, когда на руках и ногах имеется существенная разница показаний. У здоровых детей на бедре АД выше, чем на плече на 15−20 единиц.
  3. В домашних условиях можно пользоваться полуавтоматическими и автоматическими электронными тонометрами, но при условии соответствия размера манжеты окружности плеча ребенка. Больше подходит для школьников.
  4. Суточный мониторинг АД — очень информативное исследование, проводят в стационарных условиях, с помощью портативного аппарата делаются замеры каждые 15 мин, ночью через 30 минут.

Общими правилами при измерении АД у деток являются следующие:

  • проводить измерение лучше в привычной для пациента обстановке, заранее объяснив ребенку, если это возможно, необходимость процедуры;
  • предварительно 3−5 минут посидеть;
  • не ранее, чем через час после еды;
  • измерять на обеих руках, сравнить результат, ориентироваться по наибольшему;
  • лучше проводить процедуру в положении сидя, если измеряют на бедре, то лежа на животе.

Какие бывают нарушения давления у детей

Зная теперь, какое артериальное давление у детей следует считать нормальным по возрасту, можно определить отклонения в ту или иную сторону.

Гипертензия — это повышение давления по сравнению с нормой на 20% и более. Возникает из-за спазма сосудов, повышения их тонуса или при увеличении объема сердечного выброса за одно сокращение. Такое бывает у здорового ребенка при физической нагрузке или при эмоциональном напряжении, но достаточно быстро приходит к исходным данным. Это физиологическая гипертония.

Патологическая гипертония — когда имеются стойкие повышения АД, выявляемые при неоднократном измерении. Сюда относят:

  • вегетососудистую дистонию;
  • гипертоническую болезнь;
  • вторичную гипертензию, являющуюся симптомом какого-либо заболевания — ожирения, болезни почек, сердца и сосудов, щитовидной железы, надпочечников, черепно-мозговой травмы и т.д.

К сожалению, артериальная гипертония — заболевание, которое «молодеет». В наше время никого не удивишь таким диагнозом у детей.

Гипотония — когда детское артериальное давление ниже возрастной нормы. Оно может понижаться во сне, после еды, в жарком помещении, после физического и психического переутомления, у профессиональных спортсменов и танцоров, у детей с парасимпатической конституцией. Это кратковременная физиологическая гипотензия.

Патологическое снижение АД наблюдается при следующих состояниях:

  • наследственная предрасположенность;
  • перинатальная патология ЦНС;
  • наличие хронических инфекционных очагов в организме;
  • малоподвижный образ жизни, нарушение режима дня;
  • часто болеющие дети;
  • длительное умственное переутомление;
  • болезни сердца (пороки развития) — митральный и аортальный стеноз, сердечная недостаточность;
  • отдельно выделяют ортостатический синдром — падение АД при резком вставании с кровати;
  • резкое снижение АД может наблюдаться при анафилактическом и других видах шоковых состояний.

Нарушения нормального уровня АД у детей неблагоприятно сказываются на развитии и функционировании разных органов и систем всего организма. Поэтому такие дети должны обязательно пройти обследование для выяснения причин нарушений АД и получить рекомендации по наблюдению и лечению, которое включает не только лекарства, но и правильную организацию режима дня, полноценный отдых, щадящую физическую нагрузку, методы психологического воздействия и т. д. по рекомендации специалиста.

Статьи по теме:
  1. В чем различие аппаратов для измерения артериального давления
  2. Почему происходят скачки артериального давления у пожилых людей?
  3. Какова техника измерения артериального давления?
  4. Определение нормы артериального давления по возрастам

Комментарии

Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения. Необходима консультация специалиста

Источник: http://lechenie-sosudov.ru/kak-izmenyaetsya-norma-arterialnogo-davleniya-u-detej-po-mere-vzrosleniya.html